Сильная коалиция видных японских студий анимации, возглавляемая легендарной Studio Ghibli, официально потребовала от OpenAI прекратить использование их защищенных авторским правом произведений в процессе обучения нового инструмента для генерации видео с искусственным интеллектом Sora 2. Этот обостряющийся конфликт подчёркивает растущее напряжение в творческой индустрии вокруг этических и юридических последствий генерации искусств с помощью ИИ.
Ассоциация по внешнеторговой дистрибуции контента (CODA), представляющая интересы многих крупных анимационных компаний, включая Studio Ghibli и издателя видеоигр Square Enix (создателей франшизы Final Fantasy ), занимает жёсткую позицию в отношении практик OpenAI. В заявлении, опубликованном на этой неделе, CODA утверждает, что значительная часть продукции Sora 2 очевидно повторяет японские стили и образы искусства, что сильно свидетельствует о несанкционированном использовании охраняемых авторским правом материалов для обучения ИИ.
CODA считает, что репродукция охраняемых авторским правом произведений во время машинного обучения, даже если это происходит непреднамеренно, является нарушением авторского права в соответствии с строгим правовым регулированием Японии. В то время как OpenAI публично заявляла, что Sora 2 использует систему отказа от согласия, позволяющую правообладателям возражать против использования их работ, CODA настаивает на том, что этот подход не решает фундаментальную проблему предварительного согласия, необходимого для использования охраняемых авторским правом материалов в Японии.
Ассоциация потребовала от OpenAI незамедлительных действий: прекращения несанкционированного использования произведений японской анимации и создания прозрачного процесса для рассмотрения претензий о нарушении авторских прав от своих членских компаний. Этот конфликт напрямую отражает ранее высказанные Studio Ghibli сомнения по поводу ИИ-искусства. Сооснователь Хаяо Миядзаки, чтимый деятель анимации, публично осудил искусственно генерируемое искусство как «оскорбление самой жизни», подчёркивая глубокие философские и художественные опасения видных создателей в японской анимационной индустрии.
Ситуация имеет большое значение с учётом статуса Studio Ghibli как международного хранилища полюбившихся анимационных фильмов, а также доминирующей позиции Square Enix на рынке видеоигр. Этот спор устанавливает прецедент для более широких дискуссий о юридических и этических границах, окружающих ИИ-инструменты творческого характера, особенно в таких регионах, как Япония, где защита авторских прав является приоритетом.























